%h~:~%m      %D. %d.%M.%y

Учитель - логопед

 Цель обучения - научить обходиться без учителя.

 Элберт Хаббард

1995596248868864901_de256056c768740676e2.jpg

 учитель - логопед

Петенина Наталья Евгеньевна

первая квалификационная категория

 образование высшее

 стаж педагогической работы 33 года

 


Составление схемы слова.

 2016-12-07_22-17-52


Открытое занятие для родителей. 17.02.2016 г.

 

IMG_5724  IMG_5725  IMG_5728      

 

    Использование ИКТ на занятиях логопеда.

     IMG_3460    

 


Полезные ссылки. 

Презентация для занятий дома Автоматизация звука Р

Дидактическая игра "Какой сок"

Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»​

Консультация для педагогов:  Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста  

Консультация – практикум для родителей: Развитие речевого дыхания

 

 СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Календарь речевого развития.
  2. Советы логопеда
  3. Какими упражнениями мож­но развивать речь?
  4. Дидактические игры по развитию речи
  5. Памятка воспитателя

 


 

Календарь речевого развития.

К году малыш:                                                                

  • Знает как его зовут
  • Понимает слово « нет»
  • Понимает и выполняет несложные просьбы
  • Повторяет простые одно- и двухсложные слова
  • Играет в « Сороку - белобоку»,желает « Спокойной ночи»
  • Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов
  • По вашей просьбе дает игрушку
  • С удовольствием смеется
  • Хорошо слышит и различает много звуков
  • Демонстрирует искреннюю любовь к вам
  • Вкладывает кубик в коробку по Вашей просьбе
  • Активно рисует карандашом или мелком каракули

К двум годам:

  • Любит , когда ему читают и рассматривает иллюстрации
  • Хорошо знает свое имя и произносит его
  • Пользуется словами «да», « нет», «ещё»
  • Выражает просьбу словами, а не только жестами
  • Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями)
  • Согласует предмет и действие ( «машина едет», «я хочу»)

К трем годам:

  • Часто задает Вам вопросы
  • Пользуется предложениями из 2 - 3 слов
  • Знает время суток
  • Договаривает звуки, слоги , слова при чтении
  • Понимает значение простых предлогов и множественного числа

К четырем годам:

  • Начинает употреблять сложные предложения
  • Задает много вопросов, используя слова «Кто?», « Почему?»
  • Выполняет просьбы и команды, даже, если нужный предмет не находится в поле зрения
  • Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени  

К пяти годам:

  • Знает свой адрес
  • Пользуется предложениями из 5-6 слов
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными
  • Правильно произносит практически все звуки своего родного языка
  • Определяет право - лево у себя, но не у других
  • Знает простые антонимы (большой – маленький)
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем
  • Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны
  • Умеет рассказывать и пересказывать
  • Употребляет все части речи
  • Рисует заштриховывает, обводит
  • Хорошо ориентируется в пространстве

К шести годам:

  • Практически все звуки родного языка различает, дифференцирует и произносит правильно
  • Умеет рассказывать и пересказывать , причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому
  • Помнит и может описать прошедшие события
  • Пользуется распространенными предложениями
  • Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги
  • Рисует, заштриховывает, обводит

Знаете ли Вы, что ребенок должен уметь говорить:    5963498

  • К году – « мама», «папа» и ещё около десяти слов.       
  • К двум годам – 200 – 300 слов      
  • К трем годам – 1000 – 1500 слов
  • К пяти годам – около 3000 слов
  • К шести годам - около 4000 слов 
  • К семи годам - около 4500 слов    

Советы логопеда

 1.   Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не пере­гружайте его речевыми заня­тиями. Игры, упражнения, речевой материал должны со­ответствовать возрасту.

2.   При общении с ребенком следите за своей речью. Гово­рите с ним, не торопясь. Зву­ки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обо­роты, встречающиеся в тек­сте, непременно объясните.

3.   Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотреб­ляйте уменьшительно-ласка­тельными суффиксами — все это тормозит речевое развитие.

4.  Своевременно устраняй­те недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее — тактично поправить то или иное слово, если ребенок торо­пится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».

5.   Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудь­те проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывай­те речь ребенка. Такие запи­си не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.


 Поговори со мной... О хо­рошем развитии речи как ус­ловии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: «Мы так много читали ребен­ку, рассказывали стихи, учи­ли, объясняли, так много обо всем разговаривали, но резуль­тата нет; сам ребенок не мо­жет ни описать самую простую картинку, ни о чем-то расска­зать...».

Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, гово­рили, объясняли — не ребенок.

 «Речистость» у детей раз­ная: одних не остановишь, а из других и слова не вытя­нешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.

Какими упражнениями мож­но развивать речь?

  1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку — обра­щайте внимание ребенка на редко встречающиеся в быто­вых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
  2.  Играйте в игру «Доска­жи словечко»: взрослый чи­тает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
  3. Играйте в слова. Это мо­жет скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
  • какими словами, красками можно описать время года;
  •  назови слово-предмет, сло­во-действие, слова-ассоциа­ции, слово-цвет, только ве­селые слова;
  • расскажи о предмете: какой он (назови как можно боль­ше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;
  • играйте в игру «Если бы, да кабы...». Ребенку пред­лагается закончить предло­жение:

Если бы я был Улицей, то я бы ..., потому что... .

Если бы я был Музыкой, то я бы ..., потому что... .

Если бы я был Дождиком, то я бы ..., потому что... .

Если бы я был Мандари­ном, то я бы ..., потому что... ;

  •  играйте в игру «Хорошо —плохо».

Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в болезни, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что пло­хого?

  • играйте в слова с противо­положным значением (ан­тонимы): веселый — груст­ный, сильный — слабый и т.д.;
  •  играйте в слова, где изме­няется только один звук: почка — дочка — точка — кочка...
  1. Предложите ребенку пе­ресказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
  2. Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки ра­стут... елке.)
  3. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объяс­ните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как ве­чер).
  4. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

 

    Помните! 

Если вы хотите помочь сво­ему ребенку, не забывайте, что:

для появления положитель­ной динамики в развитии речи нужны время, терпе­ние и система;

родители, воспитатели и специалисты должны рабо­тать в тесной связке — толь­ко тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций, как для ребенка, так и для окружающих;

необходимо выполнять все, что назначено специалис­том, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилиться;

ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «тупой», не «лоботряс». Он пока не может правиль­но пользоваться русским языком. Ему нужна по­мощь!

Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия — и увлеченный «говорун сразу скисает».


 Дидактические игры по развитию речи

    Уважаемые родители!

Чтобы речь  ваших детей была правильной и грамотной рекомендую играть с ребятами в дидактические игры по развитию речи

 «Закончи предложение»

 (употребление сложноподчинённых предложений)

 Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)

  • Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)
  • Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)
  • Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)
  • Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)
  • Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
  • Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)
  • Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
  • Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
  • Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

 «Кому угощение?»

 (употребление трудных форм существительных)

 Взрослый  говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки  с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

 «Назови три слова»

 (активизация словаря)

 Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

 Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

  • Что можно варить? Что можно читать?
  • Чем можно рисовать?
  • Что может летать?
  • Что может плавать?
  • Что  (кто) может скакать? и т. д.

 «Кто кем хочет стать?»

 (употребление трудных форм глагола)

 Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим или хочу».

 «Зоопарк»

 (развитие связной речи).

 Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

  1.  Внешний вид;
  2. Чем питается.

 Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

 «Сравни предметы»

 (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

 В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

 Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

 Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».

 Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

 Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

 Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

 Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

 Ребёнок: «А мой — красной лентой».

 Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

 Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».

 Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

 Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

 Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

 Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

 «Кто кем был или что чем было»

 (активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

 Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

 «Назови как можно больше предметов»

 (активизация словаря, развитие внимания).

 Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

 «Подбери рифму»

 (развивает фонематический слух).

 Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

 По дороге шёл жучок,

 Песню пел в траве ... (сверчок).

 Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

 (обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

 Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

 I вариант: дети по очереди называют части предметов.

 II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

 


  Памятка воспитателя  

Обучение грамоте — ответ­ственный период в жизни ре­бенка. И то, насколько благо­получно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательнос­ти, ласки. Проявляйте истин­ный интерес ко всему, что свя­зано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с будущим учени­ком. Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он от занятия к занятию чувству­ет свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каж­дое занятие. Пусть он думает, проявляет инициативу, творче­ство; старайтесь идти от жела­ний ребенка и не подавляйте его своей ученостью! 

 

 

DSC02558 - копия

учитель - логопед

Шитова Наталья Петровна

Образование - высшее

Стаж работы в данной должности - 9,5 лет    

 

 

   

 


 Памятка для родителей. Что нужно помнить при обучении дошкольника грамоте

1.  Называть буквы так же, как звуки ([б], а не [бэ], [р], а не [эр]) до тех пор, пока ребенок не будет знать все буквы и читать слова и предложения с ними. Только тогда нужно познакомить дошкольника с правильными названиями букв русского алфавита: [а], [бэ], [вэ], [гэ], [дэ], [е], [ё], [жэ], [зэ], [и], [и краткое], [ка], [эль], [эм], [эн], [о], [пэ], [эр], [эс], [тэ], [у], [эф], [ха], [цэ], [чэ], [ша], [ща], [твердый знак], [ы], [мягкий знак], [э], [ю], [я].  

2.  Предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза только те слова, написание которых абсолютно не расходится с произношением (мак, кит, уха, луна, пила, крот, мост, блин, бинт, мышка, мишка, крупа, глина, малина). Не следует брать для этого вида анализа и синтеза слова, содержащие более шести звуков.   

3.  В ребусы, кроссворды, изографы следует включать только те слова, написание которых не расходится с произношением.  

4.  Не предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза слова с йотированными звуками (ель, ёж, юла, яма, пена, Тёма, брюква, клякса). Не давать объяснений, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в разных позициях, сказав, что это они узнают в школе.  

5. Помнить, что звонкие согласные оглушаются в конце слова: снег – [cн’эк], мороз – [марос] и т.п. Поэтому не стоит предлагать детям определять место звука [г] в слове снег и место звука [з] в слове мороз. Следует правильно вбирать слова для определения места указанного звука в слове и не забывать, что звонкие согласные встречаются только в начале или середине слова.  

6. Обучение слоговому анализу и синтезу слов следует проводить по следующей схеме:  

  • двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов (мама, кино);
  • трехсложные слова, состоящие из трех открытых слогов (батоны, канаты);
  • односложные слова без стечения согласных (дом, кит);
  • двусложные слова с закрытым слогом (вагон, питон);
  • двусложные слова со стечением согласных (банка, мишка);
  • двусложные слова из двух закрытых слогов (башмак, каштан);
  • трехсложные слова с одним закрытым слогом (муравей, водовоз);
  • трехсложные слова со стечением согласных в разных позициях (лыжница, тарелка, бурундук);
  • двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (штопка, стенка);
  • односложные слова со стечением согласных (крот, мост);
  • трехсложные слова с двумя стечениями согласных (мартышка, пустышка);
  • четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (кукуруза, бегемоты).  

7. С самых первых прочитанных ребенком слов следует работать над осознанностью чтения. Ребенок прочитал слово дом. Предложите показать дом на картинке, объяснить, как он понимает это слово и т.п.  м

 

 

 

Учитель - логопед Афонькина Вероника Викторовна.

Режим работы:

День  недели

Логопедическая

группа №5

Логопедический пункт

Понедельник

08.30 – 12.30

14.30 – 18.30

Вторник

08.30 – 12.30

14.30 – 18.30

Среда

14.30 – 18.30

08.30 – 12.30

Четверг

08.30 – 12.30

14.30 – 18.30

Пятница

14.30 – 18.30

08.30 – 12.30

                                 

Профессиональная деятельность учителя-логопеда ДОУ в свете требований ФГОС направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений

 

Основными задачи выступают

  1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ
  2. Формирование профессиональной компетенции педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
  3. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями в речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях

Основная цель коррекционной работы

 

Раскрыть пути формирования полноценной структуры речевой деятельности у воспитанников ДОУ с речевыми нарушениями, создавая условия для овладения детьми родным языком в условиях речевой группы.

 

Направления работы учителя-логопеда в ДОУ

  1. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений устной речи у детей дошкольного возраста.
  2. Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста.
  3. Формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  4. Расширение лексического запаса и закрепление грамматических категорий.
  5. Подготовка к обучению грамоте.
  6. Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи
  7. Воспитание   стремления   детей   к   преодолению   недостатков   речи, сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
  8. Развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления

Применяются современные коррекционно-логопедические технологии

  1. Игровые технологии в логопедической коррекции
  2. Арт-педагогические технологии в специальном образовании;
  3. Технологии речедвигательной ритмики;
  4. Технологии коррекции психомоторного развития;
  5. Технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики
  6. Информационно-коммуникационных технологий
  7. Здоровьесберегающие технологии.
09

Образование высшее

первая квалификационная категория

педагогический стаж 20 лет

 

Методическая копилка